Как выбрать фотоштатив для художника?

Как выбрать фотоштатив для художника?

Как выбрать фотоштатив для художника?

Нас часто просят посоветовать и помочь с выбором фотоштатива для наших этюдников. Казалось бы, чего тут сложного – открываешь гайды из интернета и выбираешь. Но нет! Вся сложность в том, что изделие, первоначально созданное для фотографов, в руках художников используется диаметрально противоположным способом.

Фотографу что надо? – Нажал и отошёл. Не трогаешь, не дышишь, замер. Художник же в процессе работы будет всё время эту конструкцию теребить: тыкать кисточкой, нажимать мастихином, наклонять и поворачивать планшет, наводить прочую суету. У фотографов – статика, у художников – движуха! И отсюда главное и основное требование к фотоштативу – жёсткость и прочность всех соединений.

Вот прям сразу, резко забываем идею пойти и купить фотоштатив на сдачу от мороженого в “Фикс Прайсе”. Да, у нас полстраны сейчас записалось в блогеры, и оборудование для фото- и видеосъёмки можно купить даже в “Пятёрочке”. Но это вообще не ваш случай. Хотите снимать процесс написания работы на телефончик – да, купили пластиковую погремушку, поставили рядом, сгодится. Для этюдника, особенно если это тяжёлый этюдник, типа нашего 25х35 или нового Мотаки-30, какой попало фотоштатив не подойдёт. А уж тем более, если вы используете связку из Держателя холста и Навесной палитры, тут рычаг сильно больше, и нагрузка на голову тоже возрастает.

Вы через 15 минут работы всё бросите и уйдёте. Всё потому, что дешёвые пластиковые фотоштативы с пластиковыми 3D-головами раскачиваются от любого неосторожного вздоха. И когда вся ваша рабочая поверхность постоянно шевелится, не давая совершить кистью нужный нажим, это очень бесит! А ещё оно будет скрипеть. Не сразу, но довольно скоро. Вы будете закручивать ручки сильнее, скрип станет громче, проблема раскачивания не уйдёт. В общем, пожалейте свои нервы.

Теперь немного терминологии.

Есть 3D-головы и шаровые головы. Практически, при прочих равных, вам подходит и то, и другое. Но! Во-первых, шаровые головы проще: там просто металлический шарик, и он всегда металлический, и винт, который его фиксирует. Одним движением меняем положение этюдника в двух плоскостях сразу. Во-вторых, он, как правило, ещё и дешевле. Да и ошибиться сложнее – шарик – значит металл. Металл – значит – прочно и надёжно. То, что надо, заверните!

tripods copy

С 3D-головой всё сложнее. У меня в коллекции их три. Какой-то убогий ноунейм – на нём мы демонстрируем, какой фотоштатив ни в коем случае, никогда, ни за что нельзя брать. Второй – это Hama Omega Premium. В целом достойный экземпляр, и по большинству параметров подходящий для пленэров с этюдниками. Стоит всего около 4000 руб. Только купить сложно, модель старая, осталась только в специализированных магазинах, и то не факт. И любимый Manfrotto, купленный в бытность моего серьёзного увлечения фотографией – это премиальный, профессиональный итальянец, ценник на который сейчас начинается от 30 000 руб. Весу в нём, к слову, почти 4 кг.

Помню, пришла к нам однажды девушка за этюдником. Девушка была предусмотрительная и пришла со своим фотоштативом, чтобы мы сразу показали ей, как этюдник крепится, и чтобы точно подошёл. И скромно так достала из чехольчика топовый Manfrotto! На мой изумлённый взгляд и немой вопрос ответила: “У мужа отобрала”. Прошло уже 5 лет, а я до сих пор под впечатлением. Вот это нервы у мужика!

Отсюда промежуточная мысль: при любом раскладе выбирайте шаровую голову. Если берёте 3D-голову – проверяйте её жёсткость нагрузками. Затяните все регулировочные ручки и потом пошатайте их. Шатается или скрипит – не то.

Идём дальше.

Теперь о том, что точно нет.

Никак, совсем точно, абсолютно не подходят стойки освещения. Их же сейчас продают как штативы для телефонов. Узнать их можно по характерному креплению ног в самом низу и одинокой высокой центральной штанге. Почему? Во-первых, половину наших этюдников на эту стойку никак нельзя закрепить. Во-вторых, их безбожно раскачивает, как одинокую иву в пятибалльный шторм. В-третьих, они могут стоять только на идеально плоской и ровной поверхности. Длина ног не регулируется, на камнях, на склоне, на кочках она будет стоять криво. И не смотрите, что они даже дешевле китайской треноги из вторсырья. Не тот случай.

Ну и в ту же корзину отправляем сразу видеоштативы (это очень тяжело, дорого и неудобно) и разнообразные треноги для инженерных и строительных приборов, потому что у них масса недостатков при минимуме достоинств. Долго перечислять, просто поверьте на слово, вы же не геодезисты.

Переходим собственно к выбору.

Вот как вы себя видите в работе с этюдником на фотоштативе? Спина прямая, вдохновенный взгляд вперёд и вдаль, лёгкие касания кистью (по другой версии широкие и размашистые), но в общем и целом… вы получаете удовольствие. От процесса, от природы, от погоды, от всего! И если в ваши планы не входит боль в мышцах, спине и шее, то следующий важный параметр – высота штатива. Одна и та же модель может быть как 150, так и 170 см высотой. И это полная, максимальная высота штатива – вот прям когда он встал на цыпочки и вытянул во весь рост свою центральную штангу. Но в таком положении он сильно менее устойчив, а значит раскачивается, а значит мы снова получаем раздражительность и нервы вместо удовольствия. Поэтому берём рулетку и меряем самих себя. По классической формуле рабочая поверхность этюдника должна быть на уровне локтя художника. Теперь от заявленной в описании высоты штатива смело отнимаем 30 см. Если цифры совпали, то хорошо, если нет – ищем другой вариант. Согнувшись точно рисовать сложнее, да и не так вы себе это представляли.

И в этой же группе параметров смотрим на вес. Нормальный фотоштатив весит плюс-минус около 1200 гр. Суммарно с этюдником, кистями и красками, холстиками и бутылкой водички лучше, чтобы всё укладывалось в 5-6 кг. Как собраться на пленэр вам расскажут другие, более опытные люди, здесь про другое.

Мелкие детали, куда же без них.

  • Съёмная площадка прям маст-хэв! У всех современных фотоштативов она есть, а я ещё помню времена, когда фотоаппарат надо было прикручивать к штативу, вращая его на неподвижной резьбе. Такое себе! Для художников также не лишним будет формула: чем больше площадь съёмной площадки, тем лучше.
  • Ноги лучше круглые, чем треугольные или квадратные. Речь про ноги фотоштатива, если рассматривать их в поперечном сечении. Прочнее, надёжнее, проще.
  • Желательно, чтобы ноги не были жёстко привязаны к центральной штанге. Тогда каждую ногу можно отодвинуть на нужный угол, на сложном рельефе это может быть полезно.
  • Превращение треноги в монопод (одноногий фотоштатив) нужно только фотографам, вам эта функция лишняя совсем. Какой смысл покупать фотоштатив, чтобы потом работать только одной рукой? К бессмысленным функциям также относится возможность закрепить центральную штангу горизонтально.
  • Мягкая неопреновая накладка на одной или нескольких ногах полезна на морозе, когда штатив надо передвигать, но сильно пачкается от масляных красок. Ненужный элемент. Хотя сейчас есть практически на любом штативе.
  • Карбоновые ноги – это очень круто, пафосно, модно, молодёжно. И нафиг не нужно! Экономия веса примерно 20%, ценник – космос! А ещё их можно уронить и сломать. Короче, полная глупость.
  • Фиксаторы на ногах, там, где нога раздвигается, лучше тоже из металла. Есть ещё кольцевые или винтовые. Пластиковые «флажки» достаточно легко ломаются и не ремонтопригодны.
  • Крючок внизу на штанге – очень желателен. Этюдник с холстом, или холст на держателе – это прям отличный парус! Если снизу не повесить пакет с камнями, то может прилететь пейзажем в лицо. Оно вам не надо, я прям уверен! Поэтому всегда берём с собой пару пакетов-маек, один под мусор, второй – для груза.

Переходим к итогам.

Итак, портрет идеального фотоштатива таков:

  1. Шаровая металлическая головная часть.
  2. Круглые длинные ноги.
  3. Достаточная высота без учёта длины центральной штанги.
  4. Без лишних наворотов.
  5. Чем больше деталей из металла, тем лучше.
  6. Но не тяжёлый.

Примерный ориентир для приличного фотоштатива, подходящего для художественных работ, начинается от 6000 руб. За счёт скидок можно попробовать сэкономить около 1000. Но изделия дешевле 5000 я бы рассматривать не советовал. Физика – штука непреклонная, её так просто не победить, и пытаться гадать, на чём сэкономил производитель, не стоит. Он точно сэкономил на вас и вашем комфорте.

И под конец – рубрика “Готовые решения”.

Шорт-лист неплохих моделей (просто названия, без рейтинга):

  • Raylab Pro 75
  • K&F Concept K254C2
  • Falcon Eyes R-Line 1016 BHP
  • Falcon Eyes R-Line 515 (не шаровый, но весь из металла)
  • Fujimi FT99A
  • Manfrotto Befree GT (вдруг вам 30 тыщ не жалко)
  • QZSD Q510 (и другие выше 155 см)
  • Vanguard ALTA PRO 2 (классный, дорогой, смешной)

Послесловие.

Конечно, лучше всего “пощупать” штатив своими руками, примерить к нему свой этюдник и убедиться в удобстве работы на практике. Поэтому, если есть возможность, советую заглянуть в хороший фотомагазин и всё там протестировать лично. Если же такой возможности нет, то внимательно читайте описание и рассматривайте фотографии в интернет-магазинах и на маркетплейсах. Если вы дочитали до этого момента, значит, у вас есть все необходимые знания для правильного выбора. Удачи в поиске идеального штатива!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Назад
WhatsApp
Telegram