Как выбрать фотоштатив для художника?
Нас часто просят посоветовать и помочь с выбором фотоштатива для наших этюдников. Казалось бы, чего тут сложного – открываешь гайды из интернета и выбираешь. Но нет! Вся сложность в том, что изделие, первоначально созданное для фотографов, в руках художников используется диаметрально противоположным способом.
Фотографу что надо? – Нажал и отошёл. Не трогаешь, не дышишь, замер. Художник же в процессе работы будет всё время эту конструкцию теребить: тыкать кисточкой, нажимать мастихином, наклонять и поворачивать планшет, наводить прочую суету. У фотографов – статика, у художников – движуха! И отсюда главное и основное требование к фотоштативу – жёсткость и прочность всех соединений.
Вот прям сразу, резко забываем идею пойти и купить фотоштатив на сдачу от мороженого в “Фикс Прайсе”. Да, у нас полстраны сейчас записалось в блогеры, и оборудование для фото- и видеосъёмки можно купить даже в “Пятёрочке”. Но это вообще не ваш случай. Хотите снимать процесс написания работы на телефончик – да, купили пластиковую погремушку, поставили рядом, сгодится. Для этюдника, особенно если это тяжёлый этюдник, типа нашего 25х35 или нового Мотаки-30, какой попало фотоштатив не подойдёт. А уж тем более, если вы используете связку из Держателя холста и Навесной палитры, тут рычаг сильно больше, и нагрузка на голову тоже возрастает.
Вы через 15 минут работы всё бросите и уйдёте. Всё потому, что дешёвые пластиковые фотоштативы с пластиковыми 3D-головами раскачиваются от любого неосторожного вздоха. И когда вся ваша рабочая поверхность постоянно шевелится, не давая совершить кистью нужный нажим, это очень бесит! А ещё оно будет скрипеть. Не сразу, но довольно скоро. Вы будете закручивать ручки сильнее, скрип станет громче, проблема раскачивания не уйдёт. В общем, пожалейте свои нервы.
Теперь немного терминологии.
Есть 3D-головы и шаровые головы. Практически, при прочих равных, вам подходит и то, и другое. Но! Во-первых, шаровые головы проще: там просто металлический шарик, и он всегда металлический, и винт, который его фиксирует. Одним движением меняем положение этюдника в двух плоскостях сразу. Во-вторых, он, как правило, ещё и дешевле. Да и ошибиться сложнее – шарик – значит металл. Металл – значит – прочно и надёжно. То, что надо, заверните!

С 3D-головой всё сложнее. У меня в коллекции их три. Какой-то убогий ноунейм – на нём мы демонстрируем, какой фотоштатив ни в коем случае, никогда, ни за что нельзя брать. Второй – это Hama Omega Premium. В целом достойный экземпляр, и по большинству параметров подходящий для пленэров с этюдниками. Стоит всего около 4000 руб. Только купить сложно, модель старая, осталась только в специализированных магазинах, и то не факт. И любимый Manfrotto, купленный в бытность моего серьёзного увлечения фотографией – это премиальный, профессиональный итальянец, ценник на который сейчас начинается от 30 000 руб. Весу в нём, к слову, почти 4 кг.
Помню, пришла к нам однажды девушка за этюдником. Девушка была предусмотрительная и пришла со своим фотоштативом, чтобы мы сразу показали ей, как этюдник крепится, и чтобы точно подошёл. И скромно так достала из чехольчика топовый Manfrotto! На мой изумлённый взгляд и немой вопрос ответила: “У мужа отобрала”. Прошло уже 5 лет, а я до сих пор под впечатлением. Вот это нервы у мужика!
Отсюда промежуточная мысль: при любом раскладе выбирайте шаровую голову. Если берёте 3D-голову – проверяйте её жёсткость нагрузками. Затяните все регулировочные ручки и потом пошатайте их. Шатается или скрипит – не то.
Идём дальше.
Теперь о том, что точно нет.
Никак, совсем точно, абсолютно не подходят стойки освещения. Их же сейчас продают как штативы для телефонов. Узнать их можно по характерному креплению ног в самом низу и одинокой высокой центральной штанге. Почему? Во-первых, половину наших этюдников на эту стойку никак нельзя закрепить. Во-вторых, их безбожно раскачивает, как одинокую иву в пятибалльный шторм. В-третьих, они могут стоять только на идеально плоской и ровной поверхности. Длина ног не регулируется, на камнях, на склоне, на кочках она будет стоять криво. И не смотрите, что они даже дешевле китайской треноги из вторсырья. Не тот случай.
Ну и в ту же корзину отправляем сразу видеоштативы (это очень тяжело, дорого и неудобно) и разнообразные треноги для инженерных и строительных приборов, потому что у них масса недостатков при минимуме достоинств. Долго перечислять, просто поверьте на слово, вы же не геодезисты.
Переходим собственно к выбору.
Вот как вы себя видите в работе с этюдником на фотоштативе? Спина прямая, вдохновенный взгляд вперёд и вдаль, лёгкие касания кистью (по другой версии широкие и размашистые), но в общем и целом… вы получаете удовольствие. От процесса, от природы, от погоды, от всего! И если в ваши планы не входит боль в мышцах, спине и шее, то следующий важный параметр – высота штатива. Одна и та же модель может быть как 150, так и 170 см высотой. И это полная, максимальная высота штатива – вот прям когда он встал на цыпочки и вытянул во весь рост свою центральную штангу. Но в таком положении он сильно менее устойчив, а значит раскачивается, а значит мы снова получаем раздражительность и нервы вместо удовольствия. Поэтому берём рулетку и меряем самих себя. По классической формуле рабочая поверхность этюдника должна быть на уровне локтя художника. Теперь от заявленной в описании высоты штатива смело отнимаем 30 см. Если цифры совпали, то хорошо, если нет – ищем другой вариант. Согнувшись точно рисовать сложнее, да и не так вы себе это представляли.
И в этой же группе параметров смотрим на вес. Нормальный фотоштатив весит плюс-минус около 1200 гр. Суммарно с этюдником, кистями и красками, холстиками и бутылкой водички лучше, чтобы всё укладывалось в 5-6 кг. Как собраться на пленэр вам расскажут другие, более опытные люди, здесь про другое.
Мелкие детали, куда же без них.
- Съёмная площадка прям маст-хэв! У всех современных фотоштативов она есть, а я ещё помню времена, когда фотоаппарат надо было прикручивать к штативу, вращая его на неподвижной резьбе. Такое себе! Для художников также не лишним будет формула: чем больше площадь съёмной площадки, тем лучше.
- Ноги лучше круглые, чем треугольные или квадратные. Речь про ноги фотоштатива, если рассматривать их в поперечном сечении. Прочнее, надёжнее, проще.
- Желательно, чтобы ноги не были жёстко привязаны к центральной штанге. Тогда каждую ногу можно отодвинуть на нужный угол, на сложном рельефе это может быть полезно.
- Превращение треноги в монопод (одноногий фотоштатив) нужно только фотографам, вам эта функция лишняя совсем. Какой смысл покупать фотоштатив, чтобы потом работать только одной рукой? К бессмысленным функциям также относится возможность закрепить центральную штангу горизонтально.
- Мягкая неопреновая накладка на одной или нескольких ногах полезна на морозе, когда штатив надо передвигать, но сильно пачкается от масляных красок. Ненужный элемент. Хотя сейчас есть практически на любом штативе.
- Карбоновые ноги – это очень круто, пафосно, модно, молодёжно. И нафиг не нужно! Экономия веса примерно 20%, ценник – космос! А ещё их можно уронить и сломать. Короче, полная глупость.
- Фиксаторы на ногах, там, где нога раздвигается, лучше тоже из металла. Есть ещё кольцевые или винтовые. Пластиковые «флажки» достаточно легко ломаются и не ремонтопригодны.
- Крючок внизу на штанге – очень желателен. Этюдник с холстом, или холст на держателе – это прям отличный парус! Если снизу не повесить пакет с камнями, то может прилететь пейзажем в лицо. Оно вам не надо, я прям уверен! Поэтому всегда берём с собой пару пакетов-маек, один под мусор, второй – для груза.
Переходим к итогам.
Итак, портрет идеального фотоштатива таков:
- Шаровая металлическая головная часть.
- Круглые длинные ноги.
- Достаточная высота без учёта длины центральной штанги.
- Без лишних наворотов.
- Чем больше деталей из металла, тем лучше.
- Но не тяжёлый.
Примерный ориентир для приличного фотоштатива, подходящего для художественных работ, начинается от 6000 руб. За счёт скидок можно попробовать сэкономить около 1000. Но изделия дешевле 5000 я бы рассматривать не советовал. Физика – штука непреклонная, её так просто не победить, и пытаться гадать, на чём сэкономил производитель, не стоит. Он точно сэкономил на вас и вашем комфорте.
И под конец – рубрика “Готовые решения”.
Шорт-лист неплохих моделей (просто названия, без рейтинга):
- Raylab Pro 75
- K&F Concept K254C2
- Falcon Eyes R-Line 1016 BHP
- Falcon Eyes R-Line 515 (не шаровый, но весь из металла)
- Fujimi FT99A
- Manfrotto Befree GT (вдруг вам 30 тыщ не жалко)
- QZSD Q510 (и другие выше 155 см)
- Vanguard ALTA PRO 2 (классный, дорогой, смешной)
Послесловие.
Конечно, лучше всего “пощупать” штатив своими руками, примерить к нему свой этюдник и убедиться в удобстве работы на практике. Поэтому, если есть возможность, советую заглянуть в хороший фотомагазин и всё там протестировать лично. Если же такой возможности нет, то внимательно читайте описание и рассматривайте фотографии в интернет-магазинах и на маркетплейсах. Если вы дочитали до этого момента, значит, у вас есть все необходимые знания для правильного выбора. Удачи в поиске идеального штатива!